Подведены итоги мониторинга практики применения законов в сфере социального партнерства

На очередном заседании Мособлдумы депутаты заслушали отчет о проведении мониторинга практики применения законов Московской области в сфере социального партнерства.

По словам заместителя председателя Московской областной Думы, председателя комиссии по проведению мониторинга Михаила Воронцова, мониторинг проводился в целях комплексного изучения правового регулирования общественных отношений в сфере социального партнерства в Московской области для дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере.

Мониторинг проводился за период с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года. Сложность его проведения состояла в том, что основные взаимоотношения в сфере социального партнерства регулируются тремя законами Московской области: «О социальном партнерстве в Московской области», «О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области» и «О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Анализ представленных респондентами результатов показал, что в Московской области отношения в сфере социального партнерства вполне достаточно урегулированы нормативными правовыми актами Московской области.

Кроме того, все стороны социального партнерства — работники (их представители), работодатели (их представители), а также органы местного самоуправления — применяют помимо установленных законодательством иные способы регулирования. Заключаются различного вида дополнительные соглашения, проводятся обсуждения существующего положения в сфере социального партнерства с привлечением всех заинтересованных сторон, организуются семинары и
т.д.

В ходе исследования респондентами были внесены предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства в сфере социального партнерства.
Так, например, предлагается внести изменения в статьи 50, 51 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие включение соответствующих полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений и исключить понятие «соответствующие органы по труду». Также предлагается внести дополнения в статью 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения действий территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Государственной инспекции труда), после получения копий письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате.

Изменения предлагается внести и в 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — предоставить полномочия органам местного самоуправления по участию в социальном партнерстве в сфере труда, в том числе по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров и контролю их выполнения.

На областном уровне предлагается принять законодательный акт в дополнение к Федеральному закону «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности», регламентирующий деятельность профсоюзов на территории Московской области (такие законодательные акты действуют во многих субъектах Российской Федерации).