Стратегии и пути развития металлургии России в период 2010—2020 годы

Одно из основных отличий Стратегии развития российской металлургии до 2020 г. от предыдущих версий в том, что нынешняя Стратегия в прогнозах пытается учесть действие мирового экономического и финансового кризиса на уровни работы и темпы развития российской металлургии. В то же время никто не знает, как будут выглядеть, например, российская сталелитейная, горнорудная или алюминиевая отрасли в 2015—2017 гг.

Однако с рядом пунктов Стратегии-2020 я однозначно согласен. Например, в отношении необходимости решения проблем моногородов и градообразующих предприятий. Считаю, что действовать нужно решительно, вплоть до переселения людей с выдачей им пособий из пунктов, где невозможно реанимировать предприятия. Нужно закрывать неэффективные, избыточные, неэкологичные мощности, которые деформируют рынок и в долгосрочной перспективе не имеют будущего. Также бесспорным представляется поддержка отечественных производителей металлопродукции на внешних рынках. Сюда же можно добавить и продолжение невзимания НДС с оборудования иностранного производства, аналогов которого в нашей стране не производятся, и освобождение импортеров этого оборудования от уплаты ввозных пошлин. Такая практика сложилась давно и весьма позитивно сказывается на техническом перевооружении предприятий.

В то же время сомнения вызывает пункт плана мероприятий на 2009— 2011 гг. по «подготовке предложений по созданию Стабилизационного фонда металлов и увеличению закупок продукции ГМК в госрезерв». В отношении, например, алюминия не уверен, что его закупка в госрезерв поможет стабилизировать цену этого металла на рынке. В частности, после попытки Китая создать подобный резерв цена на алюминий на LME не стабилизировалась, запасы на бирже и в портах продолжали расти. При этом я не исключаю, что для других металлов такой шаг может помочь сбалансировать баланс со спросом. Вообще мне кажется уместным вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы реализовать заявленные инициативы и получить положительный эффект от планируемых мероприятий?» Стратегия, на мой взгляд, как программный документ, является сбалансированной. Весь вопрос в том, как эффективно она будет реализовываться.

В этой связи я бы предложил следующее: под каждое мероприятие, заявленное в плане первоочередных на 2009—2011 гг., органам государственной власти, ответственным за реализацию Стратегии-2020, разработать совместно с экспертным сообществом — , с представителями отрасли конкретный план действий с указанием сроков их выполнения и с упоминанием ответственного органа. И потом в этого органа должна входить публикация в прессе информации о выполнении конкретной задачи, не забыв указать причины ее неисполнения (если это так). То есть осуществлять постоянный мониторинг процесса реализации и при необходимости вносить коррективы. Думаю, уместно также организовать регулярные встречи профессионального сообщества с компаниями, которых касается тот или иной пункт плана первоочередных мероприятий и плана действий, с целью получения от них информации о том, как Стратегия исполняется на каждом этапе.

Чтобы Стратегия не осталась просто документом на бумаге, нужна серьезная работа. Но металлурги готовы к этому, так как понимают важность совместных с государством усилий по сохранению и укреплению наших конкурентных преимуществ, особенно в сложный экономический период. Осталось объединить эти усилия и шаг за шагом идти к выполнению целей Стратегии-2020.